В 1993 году свет увидел трёх литровый, бензиновый силовой агрегат с V образным расположением шести цилиндров. Речь идёт о новом моторе 1MZ FE. Уже в 1994 году начался серийный выпуск нового мотора. К концу года он окончательно вытеснил с заводских конвейеров устаревший движок с чугунным блоком 3VZ.
Рассматриваемый силовой агрегат серийно выпускался 14 лет. За эти годы он постоянно модернизировался и дорабатывался. Благодаря чему, всегда соответствовал требованиям нового времени. Однако, несмотря на все конструкционные изменения и доработки в 2008 году был окончательно вытеснен с рынка более современным силовым агрегатом 3MZ.
Содержание страницы
Автомобили с данным двигателем
За годы производства и эксплуатации, 1MZ FE зарекомендовал себя как надёжный и экономичный для своего объёма, силовой агрегат. Данный мотор использовался в разных странах и на разных марках автомобилей:
- С апреля 2005 по май 2008 года на Toyota Alphard первого поколения, рестайлинг, минивэн, кузов Н10.
- С мая 2002 по март 2005 года на Toyota Alphard первого поколения, минивэн, кузов Н10.
- В США с июня 2003 по ноябрь 2004 года на Toyota Avalon второго поколения, рестайлинг, седан, кузов ХХ20.
- В Америке с августа 1999 по май 2003 года на Toyota Avalon второго поколения, седан, кузов ХХ20.
- С марта 1994 по сентябрь 1997 года на Toyota Avalon первого поколения, седан, ХХ10, страна Америка.
- В Японии с октября 1997 по март 2000 года на Toyota Avalon первого поколения, рестайлинг, седан, кузов ХХ10.
- С сентября 1994 по сентябрь 1997 года на Toyota Avalon первого поколения, седан, кузов ХХ10, страна Япония.
- В России с июля 2004 по март 2006 года на Toyota Camry шестого поколения, рестайлинг, седан, кузов XV30.
- С сентября 2001 по июнь 2004 года на Toyota Camry шестого поколения, седан, кузов ХV30, страна Россия.
- С августа 1999 по январь 2002 года в России на Toyota Camry пятого поколения, рестайлинг, седан, кузов XV20.
- С августа 1996 по март 2000 года на Toyota Camry пятого поколения, седан, кузов XV20, страна Россия.
- В США с июля 2004 по июнь 2006 года на Toyota Camry шестого поколения, рестайлинг, седан, кузов XV30.
- В Америке с июня 2001 по июнь 2004 года на Toyota Camry шестого поколения, седан, кузов XV30.
- В США с августа 1999 по июль 2001 года на Toyota Camry пятого поколения, рестайлинг, седан, кузов XV20.
- С августа 1996 по июль 1999 года на Toyota Camry пятого поколения, седан, кузов XV20, Америка
- С сентября 1991 по сентябрь 1996 в США на Toyota Camry четвёртого поколения, купе, кузов XV10.
- В США с сентября 1991 по сентябрь 1996 года на Toyota Camry четвёртого поколения, универсал, XV10.
- С сентября 1991 по июнь 1996 года на Toyota Camry четвёртого поколения, седан, кузов XV10.
- С мая 2003 по декабрь 2005 года на Toyota Estima второго поколения, рестайлинг, минивэн, кузов XR40, AHR10, XR 30.
- С января 2000 по июнь 2003 года на Toyota Estima второго поколения, минивэн, исполнение кузова XR40, AHR10, XR 30.
- С февраля 2003 по июль 2013 на Toyota Harrier второго поколения, suv, кузов XU30.
- С ноября 2000 по январь 2003 года на Toyota Harrier первого поколения, рестайлинг, suv, кузов XU10.
- С декабря 1997 по октябрь 2000 на Toyota Harrier первого поколения, suv, кузов XU10.
- С ноября 2000 по июль 2003 года на Toyota Highlander первого поколения, suv, кузов XU20.
- С августа 2003 по март 2007 на Toyota Kluger V первого поколения, рестайлинг, suv, кузов XU20.
- С ноября 2000 по июль 2003 года на Toyota Kluger V первого поколения, suv, кузов XU20.
- С августа 1999 по январь 2002 года на Toyota MarkII WagonQualis первого поколения, рестайлинг, универсал, кузов XV20.
- С апреля 1997 по июль 1999 года на Toyota MarkII WagonQualis первого поколения, универсал, кузов XV20.
- С сентября 2002 по май 2003 года на Toyota Pronard первого поколения, рестайлинг, седан, кузов XX20.
- С апреля 2000 по август 2002 года на Toyota Pronard первого поколения, седан, кузов ХХ20.
- С июля 2000 по май 2003 года на Toyota Sienna первого поколения, рестайлинг, минивэн, кузов XL10.
- С августа 1997 по июнь 2000 года на Toyota Sienna первого поколения, минивэн, кузов XL10.
- С сентября 2001 по июнь 2003 года на Toyota Solara первого поколения, рестайлинг, купе, XV20.
- С сентября 2001 по июнь 2003 года на Toyota Solara первого поколения, открытый кузов, рестайлинг, XV20.
- С августа 1998 по август 2001 года на Toyota Solara первого поколения, купе, кузов XV20.
- С июня 1998 по июль 2001 года на Toyota Solara первого поколения, открытый кузов, XV20.
- С июля 2004 по февраль 2006 года на Toyota Windom третьего поколения, рестайлинг, седан, кузов V30.
- С августа 2001 по июнь 2004 года на Toyota Windom третьего поколения, седан, кузов V30.
- С августа 1999 по июль 2001 года на Toyota Windom второго поколения, рестайлинг, седан, кузов V20.
- С августа 1996 по июль 1999 года на Toyota Windom второго поколения, седан, кузов V20.
Технические данные
1MZ FE — четырёхтактный, бензиновый силовой агрегат, шесть цилиндров которого, имеют V образное расположение, угол развала составляет 60. Данный ДВС обладает следующими техническими характеристиками:
- серийное производство велось на заводах Японии и Америки: Kamigo Plant, ToyotaMotor ManufacturingKentucky;
- годы серийного производства с 1984 по 2007 год;
- блок цилиндров V образной формы отлит из особо прочного алюминиевого сплава. Тонкостенные гильзы залиты из чугунного сплава;
- на двигателе имеются две ГБЦ, отлитые из алюминия. Каждая головка накрывает три цилиндра, расположенные в один ряд. В каждой головке находятся два распределительных вала и 12 клапанов. Всего в двигателе 24 клапана, по 4 клапана на каждый цилиндр;
- впускной коллектор выполнен из дюралюминия, а выпускной из чугунного сплава;
- система газораспределения DOHC, имеет по два верхнерассположенных распределительных валов в каждой головке. Гидрокомпенсаторы не предусмотрены. Впоследствии ДВС оборудовали системой VVTi на впускном распределительным валу;
- привод ГРМ выполнен от шкива коленчатого вала на впускные распределительные валы обеих головок БЦ. Конструкция поршней ДВС, без системы VVTi, безопасная в отношении обрыва ремня привода ГРМ. Для ДВС с фазорегуляторами, были созданы поршни другой конструкции. Которая не обеспечивает безопасный обрыв ремня привода ГРМ. Другими словами, ДВС с системой VVTi при обрыве ремня ГРМ деформируют клапаны;
- система зажигания для 1MZ — DIS-3, впоследствии DIS-6;
- система питания, инжекторная, многоточечный электронный впрыск MPFI;
- система смазки классическая, разбрызгиванием и под давлением;
- система охлаждения замкнутого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. В качестве ОЖ используется антифриз в объёме 9 литров;
- точный объём ДВС составляет 2994 куб., сантиметра;
- вес силового агрегата 158 кг.;
- шесть цилиндров двигателя работают в следующем порядке: 1, 2, 3, 4, 5, 6;
- степень сжатия в камерах сгорания 9.6:1, 10.5:1;
- длинна хода поршня, меньше диаметра цилиндров 83 и 87.5 мм., соответственно;
Мощность ДВС
В зависимости от года выпуска и комплектации разные, так ДВС без системы VVTi имели мощность при 5200-5400 об., мин., от 168 до 194 л., сил. При этом максимальный момент составлял от 248 до 275 Нм. Мощность 1MZ FE VVTi при тех же оборотах была от 210 до 220 л., сил, а максимальный момент от 301 до 328 Нм;
Расход топлива
Рекомендуемое топливо бензин АИ95, АИ92. Расход горючего на автомобиле Toyota Camry без системы VVTi с АКПП 2001 года выпуска составил: при городской езде 15.7 литров на 100 км., пробега, по трассе 8.3 литра, общий расход бензина составил 11 л., на 100 км., пробега.
Дополнительно были сделаны замеры расхода горючего на автомобиле с системой VVTi Lexus ES300, с АКПП 2001 года выпуска: при городском движении 11.2 литра на 100 км., пробега, по трассе 8.1 литр, общий расход составил 9.7 литров на 100 км., пробега.
Характеристики масла для 1MZ FE: какого и сколько нужно
Как видно из результатов замеров, эффективность использования системы VVTi не подлежит сомнениям.
Расход масла
Допустимый расход моторной смазки составляет до одного литра на 1000 км., пробега.
Взякость
Рекомендуемые производителем масла по вязкости: 5w30, 10w30, 5w40, 0w40; по торговой марке Liqui Moly; по составу: синтетика, полусинтетика.
Объем масла
Объём масла в двигателе 4.7 литров, для замены достаточно 4.5 л., замена масла выполняется каждые 10 тыс., км., пробега.
Ресурс двигателя
Рабочая температура ДВС 95C. Ресурс работы 1MZ FE по заявкам производителя составляет 250 тыс., км., реальный ресурс этого мотор при правильном эксплуатационном обслуживании превышает 350 тыс., км., пробега.
Особенности маркировки
1MZ FE, как и другие японские силовые агрегаты подчиняется правилам маркировки японских двигателей, принятой в 1987 году. Принятая формула для названия ДВС выглядит так: Х ХХ ХХХ. Где на первом месте всегда находиться цифра, она указывает на поколение данного семейства моторов. Следующие два символа, латинские заглавные буквы. В их функции входит определение названия семейства.
Первая буква указывает на серию ДВС, вторая буква означает применяемое топливо. Дальнейшие символы, в виде латинских заглавных букв означают особенности и исполнение ДВС.
В нашем случае первая цифра 1 означает первое поколение семейства моторов MZ, где M серия двигателей, а Z указывает на используемое горючее бензин. Следующий символ F указывает на использование газораспределительного механизма типа DOHC с двумя распределительным валами. Е говорит об электронном управлении впрыском топлива. Собрав все данные воедино, получим, бензиновый двигатель первого поколения семейства MZ с механизмом газораспределения DOHC и электронным управлением, многоточечным впрыском горючего MPFI.
Данный силовой агрегат не получил конкретного разделения на модификации, однако часто можно встретить более подробное название этого ДВС — 1MZ FE V24 VVTi. Где V означает расположение цилиндров двигателя, 24 это количество клапанов на этом силовом агрегате. Зная, что система ГРМ типа DOHC имеет 4 клапана на цилиндр, можно сделать вывод, что мотор имеет шесть цилиндров. VVTi — это всем известная система, которая меняет фазы распределения ДВС, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.