Двигатель ЯМЗ 7511

Двигатель ЯМЗ 7511

В 1996 году Ярославский завод по производству ДВС, начал серийный выпуск восьми цилиндрового, V образного, дизельного двигателя ЯМЗ 7511. Данный силовой агрегат, несмотря на двадцати трёх летнюю историю выпуска, является современным, востребованным, экономичным и надёжным мотором. За долгие годы производства двигатель нашёл применение на автомобилях, тракторах и другой тяжёлой технике.

Автомобили с данным двигателем

Устанавливалась 7511 модель Ярославского завода на такие марки МАЗ: 5432, 5516, 5536, 5440, 6303, 6317, 6417, 6425, 6430, 6422. А так же на: Урал 6563, ДЭТ 320, КрАЗ 6140, КрАЗ 7634, КрАЗ 7140, КО 816, МЗКТ 74181, МЗКТ 65272, МЗКТ 8021, Torum 740, RSM1401.

Описание ДВС

ЯМЗ 7511, является дизельным, четырёхтактным двигателем, оборудованный турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Воспламенение горючей смеси происходит от сжатия. По отечественной квалификации, его считают третьим поколением восьми цилиндровых моторов, имеющих V образное расположение цилиндров.

Данный двигатель представляет модернизированную версию своих предшественников, но он имеет определённые особенности, среди которых:

  • ТНВД 7511 модели более производительный и эффективный насос. Его маркировка Компакт-40, энергия впрыска данной топливной аппаратуры достигает 1200 кг., на см., квадратный;
  • силовой агрегат имеет обновлённую ЦПГ, она имеет лучшие технические показатели и улучшенную систему охлаждения моторным маслом;
  • важной особенностью является масляно-жидкостный теплообменник встроенного типа, он имеет более производительный водяной насос;
  • дизельный мотор оборудован промежуточным охладителем воздуха. Тип охладителя воздух-воздух.;
  • благодаря тому, что система наддува воздуха установлена на раме силового агрегата, мотор не перегревается даже во время интенсивной, длительной работе;
  • коленчатый вал, благодаря усовершенствованной конструкции имеет гаситель крутильных колебаний;
  • возможности впускных каналов горючий смеси и выпускных каналов отработанных газов значительно улучшены;
  • на новом дизелей стоит улучшенная система очистки моторного масла. Она имеет полнопоточные фильтрующие элементы, со съёмными фильтрами, в количестве двух штук. А так же центробежный фильтрующий элемент, который имеет реактивный привод;
  • на данном силовом агрегате установлена центростремительная, радиальная турбина, имеющая центробежный компрессор. Турбокомпрессор имеет обозначение 12.1118010, он же ТКР 100.

Такой тип дизельных двигателей, относят к серии моторов, имеющих увеличенную мощность. Это естественно, так как техника на которую устанавливаются эти моторы, предназначена для выполнения больших объёмов тяжёлой работы. Данный силовой агрегат, адаптирован к работе с коробками российских, белорусских и других производителей запасных частей и комплектующих.

История создания ЯМЗ 7511

Начало серийного производства дизельных V образных, имеющих восемь цилиндров, двигателей, стало естественным результатом усовершенствования и доработок классических восьми цилиндровых двигателей ЯМЗ 238. Этот ДВС смело можно называть базовым для ЯМЗ 7511. По правде говоря, новый дизель, это форсированный вариант, проверенного временем, ЯМЗ 238. Поэтому, историю создания нового мотора можно начинать с 1962 года.

Тогда, с конвейеров ЯМЗ вышли первые восьми цилиндровые двигатели 238 модели. Их созданию, способствовало предписание Коммунистической партии в конце 50-х годов, разработать экономичный, дизельный, четырёхтактный двигатель, вместо морально и технически устаревших на то время двухтактных моторов ЯАЗ 204 и 206. Созданный, через три года дизельный, четырёхтактный ДВС, стал настоящим прорывом в отечественном моторостроении.

Двигатель ЯМЗ 7511

Его силовые, технические и экономичные характеристики, намного превосходили многочисленные на то время, двухтактные моторы. ЯМЗ 238 оказался удачным и надёжным мотором, это доказывает тот факт, что его конструкция под видом ЯМЗ 7511 успешно выпускается уже более полу века. Многолетним потребителем четырёхтактного дизеля стали такие гиганты отечественного машиностроения: МАЗ, КрАЗ, МоАЗ, ЧЕТРА, МТ-ЛБ, МЗКТ, ЧСДМ, МПТ, ВПРС, ДЗ, Кировец и другие. На начало выпуска, 1962 год, 238 модель дизеля была очень современной с высокими техническими показателями. Которые к концу 90-х устарели, особенно по сравнению с заграничными образцами. Поэтому конструкция устаревшей модели была изменена и доработана. В результате чего, появился более современный дизельный мотор ЯМЗ 7511.

Дизельный двигатель 7511 модели ЯМЗ, выпускается с 1996 года, и относиться к новому поколению тяжёлых силовых агрегатов. За, более чем 20-ти летний производственный период, было создано большое количество модификаций этого силового агрегата. Данные модели покрывают показатели мощности от 360 до 420 л., сил, что отвечает возросшим техническим, экономическим и в определённой степени экологическим требованиям, к современным видам тяжёлой техники.

Все созданные модификации проходят необходимые испытания, для подтверждения их технических и экологических характеристик. О чём выдаются международные сертификаты соответствия европейским экологическим требованиям Евро 2. Одновременно с производством ведутся проектно-конструкторские исследования, направленные на достижение более высоких требований экологической безопасности. А именно, создание модификаций, нормативные требования которых, будут соответствовать Евро 3.

Перспективные, постоянно совершенствующиеся моторы данного семейства, пользуются спросом потенциальных потребителей. Среди них: крупнейшие создатели магистральных автопоездов, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, дорожной и другой, тяжёлой техники России и множества других стран мира.

Технические данные ЯМЗ 7511

Четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ 7511 с непосредственным впрыском горючего, с 1996 года выпускается в Ярославле на Автодизеле. Ограниченный выпуск продолжается в наши дни.

  • Восьми цилиндровый, V образный блок цилиндров выполнен из особо прочного чугуна, он имеет мокрые гильзы.
  • Система газораспределения представлена в виде распределительного вала имеющего нижнее расположение. Клапанов 16, по одному впускному и одному выпускному клапану на каждый цилиндр.
  • Длинна хода поршня, больше диаметра цилиндра 140 и 130 мм., соответственно. Двигатели с большей длиной хода поршня, отличаются высокой отдачей КПД.
  • Точный объём ДВС равно 14866 сантиметров. Степень сжатия 7511 модификации 16.5:1.
  • Мощность силового агрегата зависит от модификации ДВС и при 1900 оборотов мин., бывает от 360 до 420 л., сил.
  • Крутящий момент при оборотах 1100-1300 в мин., составляет от 1570 до 1765 Нм.
  • Нормы европейского экологического соответствия по выбросам вредных веществ Евро 2. На силовой установке используется турбокомпрессор типа ТКР-100.
  • Вес силовой установки 1250 кг.
  • ДВС имеет габариты: в длину он 1388 мм., его ширина 1045 мм., высота 1100 мм.

Расход топлива

Средний расход горючего для автомобиля типа МАЗ составляет 27 литров на 100 км., пробега. Допустимый расход моторной смазки составляет 0.2% к среднему расходу горючего.

Масло для двигателя

Используемое масло для дизеля в лётнее время М-10, зимой М-8. Объём моторной смазки в поддоне картера 32 литра. Замену необходимо проводить не позже чем через 1000 работы мотора.

Ресурс двигателя

Ресурс работы ЯМЗ 7511, при правильном обслуживании и бережной эксплуатации может превысить 800 тыс., км.

Модификации и назначение 7511 модели ЯМЗ

Дизельные силовые агрегаты семейства ЯМЗ 7511, после начала производства в короткий срок стали применяться на грузовых автомобилях, многотонных тягачах, автобусах, сельскохозяйственной и другой технике. В связи с этим было разработано около 20 модификаций данного силового агрегата. Главное отличие модификаций, это их предназначение. Каждая из моделей, проектировалась под потребности конкретного вида техники.

Так выглядит перечень самых распространённых модификаций:

ЯМЗ 7511.10

1.Основная базовая модель ЯМЗ 7511.10 поставляется потребителям Ярославским заводом в комплекте со сцеплением ЯМЗ 184 и КПП ЯМЗ 239. Потребителем данного силового агрегата является Минский завод, выпускающий колёсные тягачи. Базовый двигатель устанавливается на модели МЗКТ: 74181 и 65272. Также потребителем основной модификации является МАЗ, Урал и сельскохозяйственная техника типа комбайнов Torum740 и RSM1401. Мощность основного дизельного двигателя семейства ЯМЗ 7511, составляет 400 л., сил.

ЯМЗ 7511.10-01

2. ЯМЗ 7511.10-01, аналог базовой версии, применяется для шасси тягачей МЗКТ 8×4, 6×6, 8×8. Эти тягачи применяются в качестве колёсной базы для мощного отечественного оружия, такого как: комплекс ПВО С300, ЗРК Печора, Тополь М. Мощность данной модификации составляет 420 л., сил.

ЯМЗ 7511.100

3. ЯМЗ 7511.1006, почти точная копия предыдущей модели. Используется на технике Вооружённых сил России.

ЯМЗ 7511.1010

4. ЯМЗ 7511.1010, данный аналог поставляется с ярославским сцеплением ЯМЗ 184 и МОМ, механическим устройством для отбора мощности. Эту модификацию можно встретить на снегоуборочной технике Северодвинского завода, занимающегося производством дорожной техники.

ЯМЗ 7511.1011

5. ЯМЗ 7511.1011, этот силовой агрегат используется на шасси колёсных тягачей Бердянского завода. Данный двигатель имеет в комплекте сцепление ЯМЗ 184 и КПП ЯМЗ 239303. Тягачи БЗКТ могут перевозить груз до 40 тонн, при этом обладают высокой проходимостью, что прежде всего важно для военной техники.

ЯМЗ 7511.1012

6. ЯМЗ 7511.1012, очередной аналог базовой модели, его применяют на грузовых самосвалах марки Урал 6563.

ЯМЗ 7511.1016

7. ЯМЗ 7511.1016, этот аналог популярного дизеля предназначен для мебельных тягачей КрАЗ 6140ТЕ и КрАЗ 7140Н61С6.

ЯМЗ 7511.18

8. ЯМЗ 7511.18, данный силовой агрегат нашёл своё применение на колёсных тягачах Минского завода, а так же на челябинских, энерго насыщенных, тяжёлых, промышленных бульдозерах-тракторах с названием ДЭТ-250.

ЯМЗ 7511.1034

9. ЯМЗ 7511.1034, очередной аналог, предназначенный для колёсных тягачей минского завода. Им комплектовались шасси МЗКТ65272.

ЯМЗ 7511.1035

10. ЯМЗ 7511.1035, данный мотор предназначен для колёсных тягачей минского завода МЗКТ8021102 и МЗКТ802102. Эта техника предназначалась для работы в жарком, тропическом климате.

ЯМЗ 7511.1036

11. ЯМЗ 7511.1036, данная модификация, комплектовалась сцеплением ЯМЗ 18415 и КПП ЯМЗ 23912 или ЯМЗ 23922. Сфера использования: лесовозы и другая тяжёлая техника Минского завода, тягачи и бортовые автомобили.

ЯМЗ 7511.1037

12. ЯМЗ 7511.1037, потребителем данной силовой установки стали кормоуборочные комбайны Ростсельмаш, мотор устанавливался на РСМ1401.

ЯМЗ 7511.1038

13. ЯМЗ 7511.1038, очередной аналог для сельскохозяйственной техники завода Ростсельмаш. Мотор устанавливался на РСМ181.

ЯМЗ 7512.10

14. ЯМЗ 7512.10, потребитель модификации самосвалы и погрузчики могилёвского автозавода, и кормоуборочные комплексы Полесье. Мощность агрегата составляет 360 л., сил.

ЯМЗ 7512.1004

15. ЯМЗ 7512.1004, мотор является силовой установкой мощностью до 360 л., сил, встречается на погрузчиках МоАЗ4048 и самосвалах МоАЗ75051.

ЯМЗ 7512.1005

16. ЯМЗ 7512.1005, данная модификация нашла применение на кормоуборочных комбайнах Полесье, завода Гомсельмаш. Мощность ограничена 360 л., силами.

ЯМЗ 7513.10 и ЯМЗ 7513.1003

17. ЯМЗ 7513.10 и ЯМЗ 7513.1003, применяются на шасси колёсных тягачей МЗКТ 74181 и МЗКТ 65272. Мощность мотора, для тягачей такого типа, составляет 420 л., сил.

ЯМЗ 7514.10 и ЯМЗ 7514.1001

18. ЯМЗ7514.10 и ЯМЗ7514.1001, данные модификации применяются для дизельных электрических подстанций мощностью до 200 кВт.

Особенности конструкции ДВС ЯМЗ 7511

Производство рассматриваемого двигателя началось в эпоху тяжёлых, с экономической точки зрения 90-х годов. Огромные средства на проектирование нового двигателя взять было негде. Поэтому было принято решение доработать до современных требований, популярный в то время ЯМЗ 238. Только так, в короткие сроки, удалось получить восьми цилиндровый современный, на конец девяностых, дизельный двигатель. Он получил название ЯМЗ 7511.

Рассматривать особенности нового двигателя, имеет смысл в сравнении с его старшим прототипом ЯМЗ 238. Основой для нового мотора является чугунный блок цилиндров от старой модели. Этот блок имеет восемь цилиндров, V образного расположения. Угол, между соседними противоположными цилиндрами составляет 90. В БЦ установлены масляные форсунки. Они предназначены для дополнительного охлаждения ЦПГ.

Двигатель ЯМЗ 7511

Внутри блока, на девяти опорах, установлен коленчатый вал, полностью идентичный с конструкцией вала предыдущий 238 модели Ярославского завода. Опоры, предназначенные для коренных шеек коленчатого вала имеют крышки. Обработка крышек производиться совместно с блоком. От сюда следует, что крышки нельзя менять местами. В обратном случае, могут появиться задиры на коленчатом валу и даже проворот сальников скольжения. Это в итоге приведёт к дорого стоящему, капитальному ремонту ДВС.

Диаметр коренных шеек коленвала составляет 110 мм, у шатунных шеек диаметр меньше, всего 88 мм. Всё точно так, как на коленвале 238ДК. Высота поршней равна 85 мм., поршневой палец 52 мм., поршневые кольца, шатуны всё точь-в-точь как на предыдущей модели. Гильзы цилиндров мокрого типа, это значит, что каналы с охлаждающей жидкостью проходят вдоль гильз. Охлаждающая жидкость имеет непосредственный контакт с внешними стенками гильз, что обеспечивает большой отвод тепла. Маховик взят без изменений от старой модели.

Для 7511 модели были взяты восьми клапанные чугунные головки от старого мотора, по 2 клапана на отдельный цилиндр. Распределительный вал, так же как у прототипа нижнего расположения, размещён в блоке. Воздействие на коромысла клапанов осуществляет при помощи штанг толкателей. Регулировка клапанов, на новом моторе, нужна после каждой тысячи часов работы. Зазоры для регулировки клапанов, нужно выставлять такие же, как на предыдущей модели, впускных, а так же выпускных клапанов 0.25-0.30 соответственно. Фильтр тонкой очистки используется тоже от предшественника. Все вышеперечисленные механизмы и детали, такие же как у предыдущего хозяина. Так что, получился такой же двигатель.

Ничего подобного, существуют серьёзные изменения, о которых по порядку:

  • на 7511 моторе установлен топливный насос ВД 175 и форсунки — 26701. Данная система питания обеспечивает давление в форсунках 270 кгс/сантиметр квадратный;
  • рассматриваемый двигатель турбодизель, здесь применяется другая турбина ТКР 100. Она увеличила давление наддува до 1.23 бар, вместо прежних 1.08 бар;
  • установленный масляный насос, имеющий производительность 165 литров в час, вместо прежних 140 литров. Новый насос позволяет создать давление в масляной системе, в пределах 4-7 кгс, на см., кв.

Существуют и другие, небольшие конструкционные изменения, они подробно описаны в начале статьи в главе » Описание ….», но значительного влияния на характеристики ДВС они не имеют, поэтому повторяться нет смысла.

После серьёзного разбирательства становиться ясно, что 7511 и 238, по большому счёту один и тот же двигатель. Отличаются они более мощным масляным насосом, новым топливным насосом и турбокомпрессором, с увеличенным наддувом, что способствует соответствию Евро 2 и увеличению мощности мотора до 420 л., сил.

Параллельно с этим дизелем, выпускался шести цилиндровый ЯМЗ 7601. Разница между ними в меньшем количестве цилиндров и всеми вытекающими из этого последствиями: меньшей мощностью, меньшем количеством шеек на коленчатом вале и т.д.

Семейство восьми цилиндровых дизелей ЯМЗ 7511 в настоящее время находиться в производственном процессе. Однако экологические характеристики и технические данные постоянно ужесточаются. Поэтому, рассматриваемый нами мотор, постепенно вытесняется с рынка более современным и чистым силовым агрегатом ЯМЗ 658.

Характерные неисправности ЯМЗ 7511

Из выше изложенного, совершенно ясно, что силовой агрегат ЯМЗ7511, является усовершенствованной копией, проверенного временем, ЯМЗ238. Слабые места, так сказать, перешли к нему по наследству.

Часто встречающиеся неисправности 7511 модели:

  1. Дизельный двигатель не развивает обороты. Скорее всего, причина в некачественной солярке, которая быстро убивает топливный фильтр. При очистке и замене последних всё должно нормализоваться. Если проблема осталась, нужно проверить настройку топливной системы.
  2. Плавающие обороты. Здесь наверняка барахлит ТНВД. Для решения проблемы нужно отрегулировать винт оборотов холостого хода. Если регулировка не изменит ситуацию, то проблема серьёзнее. Топливная система где-то подсасывает воздух. Самостоятельно, без опыта устранения такой проблемы, разобраться будит сложно. Лучше обратиться в сервис к специалистам.
  3. Болезнь многих дизельных моторов, это высокая температура охлаждающей жидкости. Причина может быть в плохом качестве отечественных запасных частей. Нужно проверить исправное состояние водяного насоса и термостата. Если всё исправно, проверяемых радиатор на загрязнение. Если и тут всё в порядке, то нужно искать воздушную пробку в системе охлаждения.
  4. Если мотор дёргается на маленьких оборотах, то в лучшем случае нужно смотреть состояние форсунок. Если форсунки чистые, то нужно смотреть ТНВД. Подобные симптомы могут быть причиной попадания в топливную магистраль продуктов износа турбокомпрессора, а именно металлической стружки. Что очень печально, так как придётся менять не только турбину.
  5. Если мотор плохо заводится, а затем глохнет или троит, верный признак чего-то постороннего в топливной системе. Например, в бак попала вода или посторонний предмет, мешающий поступлению горючего в топливную магистраль.
  6. Если слышны стуки в силовой установке ЯМЗ 7511, то скорее всего пришло время регулировать тепловой зазор в клапанах. Если с клапанами всё в порядке, то дела хуже, причина может быть в износе деталей ТНВД либо в износе КШГ что ещё хуже.
  7. Вибрации мотора возникают при частично разрушенных подушках опор двигателя. Возможно не сбалансирован карданный или коленчатый вал, либо маховик.
  8. Стартер вращает коленчатый вал, а мотор не запускается. Здесь всё просто, для дизеля искра не нужна, значит в камеры сгорания не поступает солярка. Нужно последовательно, начиная от топливного бака, искать причину её исчезновения.
  9. Если дизельный мотор дымит, то по цвету дыма можно узнать о его неисправности:
  • обильный чёрный дым из выхлопной указывает на избыток солярки в горючей смеси. Для решения проблемы необходимо уменьшить поступление горючего винтом мощности, расположенным снизу;
  • синий дым, верный признак попадания моторного масла в камеру сгорания. В цилиндры моторная смазка может попадать через втулки клапанов либо через изношенные детали поршневой группы. Нельзя исключать возможность образования трещины в ГБЦ;
  • белый дым из выхлопной трубы, говорит об наличии охлаждающей жидкости или воды в цилиндрах. Это может случиться если прогорит прокладка ГБЦ, или образуется трещина в ГБЦ. Всё может быть куда проще, возможно в топливный бак попала вода.

Список болезней рассматриваемого двигателя очень обширный, но большинство возможных неисправностей, являются следствием жёсткой эксплуатации и неправильного и не своевременного обслуживания. На самом деле двигатель ЯМЗ 7511 долговечный и надёжный силовой агрегат. Он при адекватной эксплуатации и надлежащем, своевременном обслуживании может проработать более 1000000 километров.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *