В 1983 году, в Японии начался выпуск двух литрового дизельного мотора, который не оправдал возложенных на него надежд. Он создан на основе старшего собрата, 1.8 литрового дизельного мотора 1С. Мало того, что новый мотор не учёл ошибок своего прототипа, так в нем появились свои конструктивные просчёты. Несмотря на явные недостатки конструкции и недоработки в устройстве данного мотора, 2С устанавливался в тот период на всё что движется, включая двух тонные, тяжёлые минивэны и микроавтобусы.
Содержание страницы
Модели с данным двигателем
За годы производства рассматриваемый мотор устанавливался на такие марки автомобильный:
Toyota Avensis
- С октября 1997 по декабрь 2000 года на Toyota Avensis первого поколения, хэтчбек, кузов Т220.
- С октября 1997 по декабрь 2000 года на Toyota Avensis первого поколения, универсал, кузов Т220.
- С октября 1997 по декабрь 2000 года на Toyota Avensis первого поколения, седан, кузов Т220.
Toyota Caldina
- С ноября 1992 по июль 2002 года на Toyota Caldina первого поколения, универсал кузов Т190.
- С ноября 1992 по декабрь 1995 года на Toyota Caldina первого поколения, универсал, Т190.
- С января 1996 по август 1997 года на Toyota Caldina первого поколения, рестайлинг, универсал, Т190.
Toyota Carina
- С августа 1996 по июль 1998 года на Toyota Carina седьмого поколения, седан, кузов Т210.
- С августа 1994 по июль 1996 года на Toyota Carina шестого поколения, рестайлинг, седан, Т190.
- С августа 1992 по июль 1994 года на Toyota Carina шестого поколения, седан, кузов Т190.
- С мая 1990 по июль 1992 года на Toyota Carina пятого поколения, рестайлинг, седан, Т170.
- С мая 1990 по июль 1992 года на Toyota Carina пятого поколения, рестайлинг, универсал, кузов Т170.
- С мая 1988 по июль 1990 года на Toyota Carina пятого поколения, седан, кузов Т170.
- С декабря 1992 по январь 1996 года на Toyota Carina E шестого поколения, универсал, кузов Т190.
- С апреля 1992 по март 1996 года на Toyota Carina E шестого поколения, хэтчбек, кузов Т190.
- С апреля 1992 по март 1996 года на Toyota Carina E шестого поколения, седан, кузов Т190.
- С апреля 1996 по ноябрь 1997 года на Toyota Carina E шестого поколения, рестайлинг, хэтчбек, кузов Т190.
- С апреля 1996 по ноябрь 1997 года на Toyota Carina E шестого поколения, рестайлинг, универсал, кузов Т190.
- С апреля 1996 по январь 1998 года на Toyota Carina E шестого поколения, рестайлинг, седан, Т190.
Toyota Camry
- С июня 1992 по июнь 1994 года на Toyota Camry третьего поколения, рестайлинг, седан, кузов V30.
- С июля 1990 по май 1992 года на Toyota Camry третьего поколения, седан V30.
- С августа 1986 по июнь 1990 года на Toyota Camry второго поколения, седан, V20.
Toyota Corolla
- В Европе с июня 1992 по апрель 1997 года на Toyota Corolla седьмого поколения, универсал, кузов Е100.
- В Японии с сентября 1991 года по июнь 2002 года на Toyota Corolla седьмого поколения, универсал, кузов Е100.
- В Японии с сентября 1991 по апрель 1993 года на Toyota Corolla седьмого поколения, универсал, кузов Е100
Toyota Corona
- С февраля 1994 по январь 1996 года на Toyota Corona десятого поколения, рестайлинг, седан, Т190, Япония.
- В Японии с ноября 1989 по январь 1992 на Toyota Corona девятого поколения, рестайлинг, седан, Т170.
- С декабря 1987 по май 1992 года на Toyota Corona девятого поколения, универсал, кузов Т170, Япония.
- С декабря 1987 по октябрь 1987 года на Toyota Corona девятого поколения, седан, Т170, Япония.
Toyota Lite Ace
- С октября 1996 по август 2007 года на Toyota Lite Ace пятого поколения, минивэн, Япония, кузов R50 и R40.
- В Японии с августа 1988 по декабрь 1991 года на Toyota Lite Ace четвёртого поколения, минивэн кузов R30 и R20.
- С августа 1988 по декабрь 1991 года на Toyota Lite Ace третьего поколения, рестайлинг, минивэн, Япония, кузов М40 и М30.
- С сентября 1985 по июль 1988 года в Японии на Toyota Lite Ace третьего поколения, минивэн, кузов М40 и М30.
- В Японии с сентября 1985 по декабрь 1991 на Toyota Lite Ace третьего поколения, минивэн, М40 и М30.
Toyota Sprinter
- В Японии с мая 1991 по апрель 1995 года на Toyota Sprinter седьмого поколения, седан, рестайлинг, кузов Е100.
- С сентября 1991 по апрель 1995 в Японии на Toyota Sprinter седьмого поколения, универсал, кузов Е100.
- С июня 1991 по апрель 1993 года в Японии на Toyota Sprinter седьмого поколения, седан, кузов Е100.
Toyota Town Ace
- В Японии с октября 1996 по январь 2008 года на Toyota Town Ace третьего поколения, минивэн, кузов R50, R40.
- С января 1992 по сентябрь 1996 года в Японии на Toyota Town Ace, второго поколения, третий рестайлинг, минивэн, кузов R30 и R20.
Toyota Master Ace Surf
- С августа 1988 по декабрь 1991 года в Японии на Toyota Master Ace Surf второго поколения, второй рестайлинг, минивэн, кузов R30 и R20.
Toyota Vista
- С июня 1992 по июнь 1994 года в Японии на Toyota Vista третьего поколения, рестайлинг, седан, V30.
- С июля 1990 по май 1992 года на Toyota Vista третьего поколения, седан, кузов V30, Япония.
- С августа 1988 по июль 1990 года в Японии на Toyota Vista второго поколения, рестайлинг, седан, кузов V20.
- С августа 1986 по июль 1988 года на Toyota Vista второго поколения, седан, кузов V20, Япония.
Технические характеристики
Toyota 2C — четырёхтактный, дизельный силовой агрегат, четыре цилиндра которого размещены в один ряд. Он имеет следующие технические данные:
- Блок цилиндров изготовлен из чугунного сплава, ГБЦ выполнена из алюминия;
- Данный ДВС находился в серийном производстве с 1983 по 2001 год;
- Точный объём рассматриваемого мотора 1974 куб., см.;
- механизм газораспределения — SOHC, имеет один распределительный вал и восемь клапанов, по два на один цилиндр. Гидрокомпенсаторы и фазорегуляторы здесь не предусмотрены;
- привод ГРМ выполнен зубчатым ремнём, при обрыве которого движок гнёт клапана;
- привод в работу ТНВД, от ремня ГРМ, управление механическое;
- система питания 2С — форкамера;
- мощность при 4700 — 5000 оборотов мин., составляет 70 — 75 л., сил.;
- максимальный момент, при 3000 оборотов мин., равен 125 — 135 Нм.
- турбина в конструкцию данного двигателя не входит;
- степень сжатия в камерах сгорания 23:1;
- диаметр цилиндра и длинна хода поршня почти одинаковые 86 и 85 мм., моторы с такими параметрами отличаются высокой отдачей КПД.
Расход топлива
Расход при городском цикле движения 8.6 литра на 100 км., пробега. По трассе 5.6 литров. Общий расход дизельного топлива составляет 6.7 литров на 100 км., пробега, замеры производились на автомобиле с МКПП 1995 г., выпуска, Toyota Corolla.
Масло
Объём моторного масла в картере ДВС 4.1 литра, используемое масло по вязкости 5w40. Замену следует производить не позже чем через 10 тыс., км., пробега. Соответствие европейским требованиям экологической безопасности Евро 0.
Ресурс двигателя
Ресурс работы мотора по данным производителя 250 тыс., км., однако, при хорошем обслуживании и бережной эксплуатации мотор может проработать более 300 тыс., км.
Особенности маркировки 2С
Выпуск в серию рассматриваемых двигателей начался в те годы, когда ещё не были приняты новые правила маркировки японских силовых агрегатов. Поэтому Toyota 2C получил название согласно старым правилам маркировки. Где указана марка двигателя Toyota, а также поколение — 2, и его серия С. Двигатель не имел особенностей исполнения, следовательно, они здесь не указываются.
Соединив в одно целое все данные получим, двигатель второго поколения серии С, марки Toyota. Согласно новым правилам маркировки, действующим с 1987 года, указывается вид используемого топлива. Но так как мотор выпущен до этого времени, вид горючего в названии не указывается. Считается что ДВС серии C работают только на дизельном топливе.
Позже вышли несколько модификаций основного двигателя, они получили маркировку Toyota 2CT и Toyota 2C TЕ. Где символ Т указывает на использовании на данном моторе турбины, а Е означает электронное управление ТНВД. Использование турбины и электронного управления топливным насосом, позволило развивать мощность до 90 л., сил при 4700 оборотов в мин.
Описание ДВС Toyota 2C
Рассматриваемая силовая установка является доработанной и изменённой версией 1.8 литрового дизельного двигателя первого поколения серии С. Для получения ДВС 2С увеличили объём до двух литров, причём все болезни и недоработки двигателя первого поколения перешли по наследству ко второму. Несмотря на то, что с самого начала выпуска, 2-х литровый мотор разочаровал потенциальных потребителей, его устанавливали на самые разные модели японских автомобилей. Большой ошибкой стало использование 2С на тяжёлых минивэнах.
Для мотора мощностью 70 л., сил, тянуть кузов весом 2 тонны слишком большая нагрузка. На таких машинах данный движок постоянно перегревался и быстро выходил из строя. Лучше всего чувствовал себя движок на лёгких седанах. При своевременном и правильном обслуживании, а так же бережных условиях эксплуатации на машинах с лёгким кузовом ресурс мотора Toyota 2C, мог превысить 400 тыс., км.
Устройство ДВС
Блок цилиндров изготовлен из чугунного сплава. Положительной стороной является возможность расточки цилиндров и возможность проведения капитального ремонта двигателя. Учитывая возможность расточки цилиндров, блок имеет огромный ресурс работы, в отличие от других менее надёжных деталей этого мотора.
ГБЦ
Головка БЦ изготовлена из алюминиевого сплава. В ней находиться один распределительный вал и восемь клапанов. Что соответствует типу ГРМ — SOHC, где каждый цилиндр имеет два клапана. Один клапан на впуск горючей смеси, другой на выпуск отработанных газов. ГБЦ является одной из самых проблемных деталей. Рукава для охлаждающей жидкости в ней расположены не эффективно.
Обзор ГБЦ
При попадании воздуха в систему охлаждения, в верхних частях ГБЦ образуются воздушные пробки. А даже самая маленькая пробка из воздуха, будет способствовать быстрому перегреву ГБЦ. В результате перегрева, в корпусе могут образоваться маленькие трещинки. А даже самой микроскопической трещинки будет достаточно для попадания масла в антифриз и наоборот. Результат окончания этой истории хорошо известен, в лучшем случаи замена ГБЦ, в худшим, дорогостоящий ремонт ДВС.
ГРМ
Привод ГРМ осуществляется ремнём с зубцами. При перескоке, растяжении или обрыве ремня двигатель гнёт клапана. Кроме распределительного вала, системы ГРМ, ремень приводит в работу другое оборудование: водяной насос, ТНВД. Исходя из сказанного можно сделать вывод, что ремень привода ГРМ очень нагружен, поэтому подлежит регулярному осмотру. Гидрокомпенсаторы, системы изменяющие фазы газораспределения, и другое современное оборудование здесь не предусмотренны конструкцией. Смешанный расход 6.7 литров, вполне умеренный для двухлитрового силового агрегата.
Конструкция расположения расширительного бачка непродуманная, он расположен ниже уровня охлаждающей жидкости находящейся в ГБЦ. Какие бы герметичные крышки радиатора и бачка не были, всё равно при низком размещении бачка для расширения, в ГБЦ попадёт воздух. На основной модификации 2С, ТНВД имеет механическое управление, турбонаддув здесь не предусмотрен. Данная конструкция дизельного мотора позволяет развивать максимальную мощность 70 — 75 л., сил, и пиковый момент 135 Нм.
Конструкторские просчёты и недоработки Toyota 2C
ГБЦ
За время эксплуатации автомобиля с данным мотором, больше всего водители жаловались на не продуманную конструкцию ГБЦ. Головка самое проблемное место в этом силовом агрегате. Очень часто она перегревается, в результате чего образуются микро трещины. Не вооружённым глазом заметить их невозможно. Об их наличии становится известно, когда внезапно увеличивается уровень масла в картере двигателя. Увеличение уровня масла, говорит о том что в него попал антифриз из системы охлаждения. Дальнейшая эксплуатация ДВС категорически запрещена, в обратном случае, выход из строя КШМ не за горами.
Если внимательно разобрать конструкцию двигателя, то станет ясно, что виновата не только конструкция ГБЦ. Причиной перегрева головки, служит низкое расположение расширительного бачка системы охлаждения. Когда мотор нагревается, антифриз расширяется и выдавливается в расширительный бак. При охлаждении мотора антифриз сужается и так как расширительный бачок находиться низко, происходит завоздушивание системы охлаждения. В результате чего, в верхней части ГБЦ образуется воздушная пробка. Это место не охлаждается, вскоре, в зоне перегрева может произойти микро разрушение корпуса ГБЦ.
Известны случаи, когда владельцы Тойота 2С переносили расширительный бачок в салон, значительно выше уровня ГБЦ. После этой процедуры проблема перегрева исчезала. Так что, причина неисправности головки блока, находиться в другом месте. А именно, в неправильном расположении расширительного бачка системы охлаждения.
Потеря компрессии
Второй серьёзной проблемой в конструкции данного силового агрегата считается потеря компрессии в третьим и четвёртом цилиндрах. На первый взгляд причина потери компрессии кроется в сильном износе стенок цилиндров и поршневой группы. Однако, после внимательного осмотра ДВС, можно обнаружить несколько не герметичных мест в воздушной системе. Становиться ясно, что дорожная пыль без труда попадает в цилиндры и способствует быстрому их износу. Исходя из этого можно сделать вывод, что причиной падения компрессии является не герметичное соединение воздушных патрубков.
Характерные неисправности и способы их устранения
- Растрескивания ГБЦ самая частая неисправность на ДВС Тойота 2С. Происходит это из-за перегрева верхней части двигателя. Виной перегрева, чаще всего бывает попадание воздуха в систему охлаждения. Избавиться от попадания воздуха в каналы охлаждения, можно если перенести расширительный бачок выше уровня охлаждающей жидкости в ДВС. Сделать это не просто, нужно переносить бачок в салон, так как в моторном отсеке подходящего места не найти. Но что поделать следует выбирать между комфортом и ресурсом работы ДВС.
- На данном моторе часто происходит разрушение клапанов. Причина такая же, как при падении компрессии в цилиндрах. Виной служит попадание пыли и абразива в воздушные каналы, через щели воздуховодов.
- На третьем месте, по важности неисправностей, стоит деформация клапанов и распределительного вала. Это происходит по причине разрыва или перескока ремня привода ГРМ. Производитель гарантирует безупречную работу ремня ГРМ на протяжении 100 тыс., км. Однако известны случаи выхода из строя зубчатого ремня через 80 — 90 тыс., км. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, замену ремня ГРМ следует выполнять через 60 тыс., км. А каждые 20 тыс., нужно производить тщательный осмотр на предмет износа.
Эксплуатационное обслуживание
- Самым частым мероприятием по обслуживанию ДВС 2С является замена моторного масла. Его замену нужно выполнять не позже, чем через 10 тыс., км. Вязкость масла должна соответствовать 5W40. Для замены нужно брать 4.1 литра. Замену моторной смазки необходимо производить совместно с масляным фильтром.
- Воздушный фильтр необходимо менять через 20 тыс., км. В тяжёлых, пыльных условиях эксплуатации, срок замены воздушного фильтра нужно сократить вдвое.
- Топливный фильтр подлежит замене через 40 тыс., км.
- Детали системы охлаждения, помпа и термостат, имеют малый ресурс работы. Поэтому подлежат замене через 50 тыс., км.
- Ремень привода ГРМ нужно менять через 60 тыс., км., так как при обрыве зубчатого ремня, возможно разрушение распредвала и клапанов.
- Каждые 100 тыс., км., необходимо выполнять регулировку тепловых зазоров клапанов.
Ремонт двигателя
Двигатель простой, нет сложной электроники, со множеством датчиков, сложных систем и дополнительного оборудования. Но даже с тем что есть, водителям не приходиться скучать. И лишь правильное и своевременное обслуживание может избавить от многих неприятностей.