Двигатель Toyota 3Y относиться к линейке Y, очень редких японских двигателей, со сложной конструкцией. Изучая устройство мотора напрашивается мысль о том, что конструкторы проектировали этот двигатель только с одной целью. Чтобы будущие владельцы, не за что ни смогли определить причину даже простой неисправности. Но несмотря на сложные узлы и детали, мотор был достаточно надёжным, а чугунный блок обеспечивал прочность и длительный ресурс эксплуатации. Предназначался мотор для коммерческой техники, но со временем получил большее распространение.
Содержание страницы
Автомобили, укомплектованные данным двигателем
Во время производства, рассматриваемый ДВС устанавливался на такие автомобили:
- С декабря 1982 по июль 1989 года на Toyota Hiace третьего поколения, минивэн.
- С августа 1991 по июль 1994 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N80.
- С августа 1991 по июль 1994 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N90.
- С августа 1991 по июль 1994 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N100.
- С августа 1991 по июль 1994 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N110.
- С августа 1991 по июль 1994 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N120.
- С августа 1991 по июль 1994 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, рестайлинг, пикап, кузов N130.
- С сентября 1988 по июль 1991 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, пикап, кузов N80.
- С сентября 1988 по июль 1991 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, пикап, кузов N90.
- С сентября 1988 по июль 1991 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, пикап, кузов N100.
- С сентября 1988 по июль 1991 года на Toyota Hilux Pick Up пятого поколения, пикап, кузов N110.
За годы производства 3Y было выпущено несколько версий этого двигателя, которые устанавливались на такие автомобили:
- версия мотора 3Y C устанавливалась на Toyota TownaceVan30 серия моторов YR39. А так же на Toyota LiteAce XTRA Track Wagon серии YM40;
- версия 3Y E использовалась в Австралии на Daihatsu Rocky. В Японии на Toyota Hilux и Toyota Mark II YX78V, пятого поколения;
- двигатель 3Y EU устанавливали в машины DaihatsuDelta WagonYB21G, микроавтобусы Master AceSurf/Town AceWagon и полноприводные джипы 4Runner/Hilux Surf;
- 3Y P — это газовая версия движка использовалась на японских машинах Toyota MarkII и Toyota Corona;
- 3Y-PU — более мощная газовая версия, её устанавливали только в Toyota Corona с кузовом YS120;
- 3Y-PE предназначался для установки в седаны: Toyota Mark II 2 поколения, кузов YX70, Toyota Mark II 2 поколения кузов YX80, Crown Comfort кузов YXS10, Crown Comfort кузов YXS11, Crown YS130.
Особенности маркировки двигателя Toyota 3Y
Силовые агрегаты Toyota 3Y, японского производителя являются мало распространённым редким двигателем. Его выпуск, наряду с выпуском других ДВС линейки Y был начат в 1982 году. А как известно, маркировка японских двигателей внутреннего сгорания была согласована и утверждена в 1987 году. Моторы выпуска 1982 года получали название по старой не совсем понятной формуле.
Так двигатель 1Y было принято считать базовым основным мотором силовых агрегатов линейки Y. Второй, созданный двигатель этой линейки, считался первой модификацией базового мотора. Соответственно ДВС 3Y, по старым понятиям это вторая модификация основного мотора 1Y. И это несмотря на то, что у 3Y был ряд своих модификаций, в то время их было принято называть версиями двигателя 3Y. Но в наше время версия и модификация имеют одинаковое значение. А то что раньше называли модификациями, сейчас называют сериями семейства. Так по старым понятиям двигатель Toyota 3Y — это вторая модификация базового мотора 1Y линейки моторов Y. Хотя, вполне логичнее сказать по-современному. 3Y — это третье поколение семейства двигателей серии Y.
Описание особенностей силового агрегата Toyota 3y
Атмосферные двигатели Toyota линейки Y, мало известная конструкция известного японского производителя. Компания Тойота, при создании данных моторов, планировала устанавливать их на коммерческие автомобили. Но несмотря на древнюю конструкцию, массу сложных узлов и элементов, сложности ремонта отдельных деталей, линейка моторов Y разрослась до целого модельного ряда двигателей со сложной конструкцией. По большому счёту, это простейшие бензиновые, четырёхтактные моторы. Однако двигатели третий серии 3Y и его версии получили системы электронного впрыска и управления, а так же оборудование, улучшающие экологические показатели рассматриваемого двигателя.
Силовой агрегат 3Y один из самых распространённых моторов этой линейки в Японии и Европе. Однако в России этот двигатель долго не появлялся. Эти моторы стали появляется на отечественном рынке уже после снятия с серийного производства в Японии.
В наши дни моторы серии 3Y на рынке, бывших в употреблении моторов, очень востребованы. Причина этому, их дешевизна и относительная надёжность, несмотря на сложность конструкции отдельных деталей. Подтверждением надёжности является чугунный блок цилиндров, расположенных в один ряд. ГБЦ выполнена из прочного алюминия. В ней находятся восемь верхне расположенных клапанов. Которые приводятся в работу при помощи толкателей от распределительного вала нижнего расположения.
Конструкция механизма ГРМ рассматриваемого двигателя очень похожа на ДВС ГАЗ 21. Распредвал так же установлен внутри БЦ. Отличается только привод механизма. На «Волге» привод выполнен шестерёнчатой передачей. А на двигателе 3Y, распределительный вал несколько удалён от коленвала. Поэтому привод осуществляется через однорядную, короткую цепь. Полученная конструкция, из-за множества промежуточных механизмов вышла очень шумной. Поэтому, первое время она устанавливалась только на коммерческие машины. В них, большой шум мотора не имел решающего значения. Позже, данный ДВС использовали и на других автомобилях. Нужно отметить, что на ДВС 3Y установили гидравлические компенсаторы. Данный механизм работает за счёт давления масла, создаваемого в масляной системе мотора. Из-за этого рассматриваемый мотор стал очень требовательным к качеству используемого масла.
Система питания представлена двумя очень сложными техническими элементами. Карбюратор созданный для этого мотора настолько сложный, что ремонтировать его не берутся даже в Японии. В России на ДВС 3y идеально подходит карбюратор от ВАЗ 2108. Поэтому, при неполадках системы питания, японский карбюратор сразу меняют на отечественный.
Бензонасос препроитарный, архаичной конструкции, ремонтировать такую деталь не просто. Но особенно печально, что топливо таким насосом подкачать нельзя. Рычаг ручной подкачки на нём попросту не предусмотрен.
Очередной сложный элемент в данном ДВС, это трамблёр. Он включает в свою конструкцию сразу несколько элементов: датчик Холла, катушку зажигания, прерыватель. Если сломается какой-то один элемент, то найти замену будет не просто. Лучше и проще приобрести целиком трамблёр, так будет надёжнее и дешевле.
Масляный фильтр на двигателе установлен вверх дном. Такая конструкция гарантирует загрязнение мотора отработанным моторным маслом во время замены старого масляного фильтра на новый. Схема установки исключает возможность заливки масла в новый фильтр. Поэтому, несколько секунд с новым фильтром двигатель будет испытывать масляное голодание.
Если бы не было информации о производителе этого мотора, то можно было бы подумать, что его изобрело какое-то средневековое племя. Уж никак не похож он на другие японские двигателя того времени. Ведь в Японии, уже несколько лет выпускались моторы с системой ГРМ DOHC и SOHC, с инжектором вместо карбюратора, фазорегулятором и другими современными системами.
Но нужно отдать должное, мотор Toyota 3Y имел ряд версий или модификаций, с установленными экологическими системами и электронными устройствами впрыска. О чём будет рассказано в следующей главе.
Модификации ДВС 3Y
Рассматриваемый силовой агрегат в процессе серийного выпуска несколько раз дорабатывался и модернизировался. В результате этой работы было создано несколько версий Toyota 3Y:
- Одной из самых редких модификаций мотора, является версия 3Y C. На ней Тойота установила допотопное экологическое оборудование, в виде каталитического нейтрализатора. Что позволило улучшить соответствие европейским требованиям по выбросам вредных веществ. В результате установленного оборудования незначительно уменьшилась мощность, примерно на 3 л., силы.
- 3Y E – особенный двигатель. На нём впервые со всей линейке моторов Y, был установлен электронный впрыск горючего. В результате модернизации увеличилась мощность мотора и составила 97 л., сил. Приятным бонусом явилось избавление ДВС от определённых недостатков, таких как: плавающие обороты и работа мотора с перебоями. Крутящий момент на модификации увеличился до 160 Нм.
- 3Y EU – копия предыдущей модели с электронным впрыском, с установкой дополнительного экологического оборудования. Особенностью данной модификации является использование горючего, в котором не содержится свинец. Проведённая модернизация улучшила экологические нормы соответствия до Евро 4. А мощность мотора составила 115 л., сил. Момент при этом увеличился до 180 Нм.
- 3Y P – очередная новая версия двух литрового силового агрегата, обустроенная газобаллонным оборудованием. При этом мощность данной версии равна 79 л., сил., а пиковый крутящий момент 147 Нм.
- 3Y PU – это тот же мотор, работающий на сжиженном газе. Только на нём имеется некоторое экологическое оборудование. Максимальный крутящий момент данного мотора составляет 157 Нм., мощность модификации составляет 90 л., сил.
- 3Y PE – так же газовая версия ДВС 3Y. Она специально создавалась для мотора Toyota Crown. Здесь была применена много точечная система впрыска EFI. Что сильно увеличено пиковый момент при минимальных 79 л., силах.
Что внутри, смотрим видео
Технические данные
3Y — четырёхтактный, силовой агрегат, работающий на бензине. Четыре цилиндра движка, имеют рядное расположение. Производитель данного мотора — японская корпорация Toyota. Рассматриваемый ДВС находился в серийном производстве с 1982 по 1998 годы.
Корпус движка, который является блоком цилиндров, изготовлен из прочного чугуна. ГБЦ имеет верхнее расположение клапанов, изготовлена она из прочного алюминиевого сплава. Коллектор для впуска горючей смеси выполнен из дюралюминия, а выпускной коллектор сделан из чугуна. ГРМ на Toyota 3Y имеет схему OHV, распределительный вал находится в БЦ. 8 клапанов в ГБЦ предназначенные для четырёх цилиндров, по 2 клапана на каждый цилиндр. Привод клапанов приводится в действие с помощью толкателей. Привод механизма газораспределения — цепной, крутящий момент осуществляется на шестерню распределительного вала, от шестерни коленвала однорядной, короткой цепью.
Система охлаждения рассматриваемого мотора принудительная, циркуляция антифриза осуществляется водяным насосом. В систему охлаждения включён термостат. Он направляет потоки жидкости, по разным кругам циркуляции, в зависимости от температуры двигателя. При температуре двигателя меньшей чем 95C, термостат закрыт, антифриз при этом циркулирует только по корпусу мотора, минуя радиатор охлаждения. Тем самым сокращая период прогрева двигателя. Когда температура мотора поднимется больше чем 95 градусов, термостат откроется и жидкость охлаждения пойдёт через радиатор, предотвращая перегрев силового агрегата. Объём жидкости для охлаждения равен 9 литров антифриза.
Система смазки 3Y — комбинированная, процедура смазки производится разбрызгиванием и под сильным давлением трущихся деталей мотора.
Система питания карбюраторная, на некоторых модификациях применяется многоточечный впрыск, имеющий электронное управление. Подкачка бензина производится архаичным препроитарным насосом.
Точный объём силового агрегата 1998 куб., сантиметров. Длина хода поршня равна диаметру цилиндров, составляет 86 мм. Такие моторы в народе называют квадратными. Они отличаются высокими динамическими характеристиками и длительным ресурсом работы. Вес данного ДВС 146 килограмм. Степень сжатия в камерах сгорания 8.8:1.
Система зажигания бесконтактные. Трамблёр имеет очень сложную конструкцию. Которая состоит из нескольких деталей. Найти запасные детали, просто невозможно, поэтому при неполадках зажигания нужно менять трамблёр целиком.
Мощность силового агрегата для разных модификаций Toyota 3Y составляет от 79 до 115 л., сил. А максимальный крутящий момент от 147 до 180 Нм. В
Нормы соответствия европейским стандартам по выбросам вредных веществ Евро 0, Евро 3, Евро 4.
Расход топлива
Рекомендуемые производителем виды топлива — бензин АИ92, АИ95. Расход горючего на примере Toyota Hiace с механической КПП: при движении по городу 10.2 литра на 100 км., пробега, по трассе 7.8 литра, общий расход 8.6 л., на 100 км., пробега.
Расход и объем масла
Допустимый расход масла для двигателей марки 3Y составляет 0.6 литров, на 1 тыс., км., пробега. Объём масла в двигателе 3.8 литров. Лучшие сорта масла по вязкости: 5w40, 20w50, 10w40, 0w40. Лучшие производители сортов масла применяемого на данном двигателе: ЛукОйл, Mobil, Mannol, Liqui Moly, Роснефть, Motul.
На данном двигателе в системе ГРМ установлены гидравлические компенсаторы, что исключает периодическую необходимость регулировки клапанов.
Цилиндры двигателя работают в порядке 1, 3, 4, 2.
Ресурс двигателя
Заявленный производителем ресурс работы силового агрегата 250 тыс., км. Реальный ресурс при бережном вождении и правильном обслуживании, судя по отзывам владельцев, может превысить 500 тыс., км., пробега.
Характерные неисправности и способы их устранения
На двигателе 3Y часто возникают проблемы и неисправности, нередко это связано со сложностью конструкции некоторых узлов и механизмов:
- Прежде всего часто возникают проблемы с карбюратором. Его конструкция настолько серьёзная, что даже в Японии не все СТО брались за регулировку этого механизма. Но для отечественных водителей есть хорошая альтернатива, на ДВС 3Y, очень хорошо подходит карбюратор с 08 модели ВАЗ. Ну а простота его регулировки, под силу даже начинающему авто владельцу.
- Возникают нередко проблемы с приводом механизма газораспределения. Установленная цепь, для привода ГРМ имеет очень маленький ресурс. Она может порваться при пробеге меньшем чем 100 тыс., км. Зубчатые ремни, применяемые на приводе ГРМ других моторов и то дольше работают. Единственное, что радует в этом случае, 3Y не гнёт клапана, в случае обрыва цепи ГРМ. Чтобы не было обрыва цепи, её нужно заменить через 60 тыс., километров. Кроме этого, зубчатые венцы шестерён, настолько будут изношены, что могут быстро убить новую цепь. Поэтому нужно менять сразу все звенья привода ГРМ: цепь, натяжитель, успокоитель и две шестерни.
- Часто могут возникнуть сложности с системой зажигания. Трамблёр имеет сложную конструкцию, состоящую из трёх основных элементов: катушки зажигания, прерывателя и датчика Холла. Выход хотя бы одного элемента приведёт к остановке двигателя. Искать вышедшую из строя деталь, нет смысла, проще найти и заменить трамблёр целиком.
- На данном ДВС, возможен прогар прокладки ГБЦ. При этом возможна утечка охлаждающей жидкости, и как следствие этого перегрев двигателя. Чтобы не случилось серьёзных проблем, нужно контролировать уровень охлаждающей жидкости и температуру силового агрегата.
- Если появился посторонний шум в двигателе, нужно обратить внимание на шкив двигателя. Он может открутится и повредить паз для шпонки.
- Повышенный расход масла, больший чем 1 литр на 1000 км., на ДВС 3Y может произойти на пробеге близком к 100 тыс., км. Причём случается это не редко. Причиной, зачастую бывают вышедшие из строя прокладки картера и крышки клапанов. Если после их замены или уплотнения масло жор не прекратиться, значит причина в масло съёмных колпачках. Их ресурс ограничен пробегом в 100 тыс., км. Замена масло съёмных колпачков занятие не простое. Конструкция клапанов не позволит произвести замену колпачков, без снятия ГБЦ с блока цилиндров. При сборке двигателя, следует установить новую прокладку ГБЦ.
- Сбои в работе двигателя дело для 3Y вполне обычное. Если обороты двигателя плавают, значит где-то, в системе питания подсасывает воздух. Скорее всего нет герметичного присоединения карбюратора или пропускает воздух впускной коллектор.
В случае возникновения перебоев в работе двигателя, прежде всего нужно проверить исправность работы свечей зажигания. Если все свечи исправны, то барахлит распределитель, или катушка зажигания. Как известно, эти детали установлены в трамблёре. Найти их по отдельности невозможно. Поэтому необходимо заменить трамблёр полностью.
Эксплуатационное обслуживание Toyota 3Y
От правильности обслуживания редкого двигателя зависит длительность его работы. Самой важной операцией по обслуживанию данного мотора, как и многих других является замена масла. Период замены моторной смазки по рекомендациям производителя равен 10 тыс., км., пробега. Однако необходимо учесть наличие на 3Y гидравлических компенсаторов. Данный механизм очень требователен к качеству моторного масла, поэтому есть смысл сократить период его замены до 7000 километров. Марки и сорта используемого масла подробно описаны в главе «Технические данные».
Совместно с заменой масла нужно обновлять масляный фильтр.
Воздушный фильтр подлежит замене, через 40 тыс., км., эксплуатации. Если автомобиль с рассматриваемым двигателем используется в пыльных или тяжёлых условиях эксплуатации, то период замены фильтра лучше сократить до 20 тыс., км., пробега.
Цепь ГРМ нужно установить новую вместе с другими деталями привода ГРМ через 60 тыс., км. Антифриз, так же нужно заменить после 60000 километров пробега.
Вентиляцию картера следует выполнять через 2 года эксплуатации автомобиля.
Топливный фильтр производитель рекомендует обновлять через 80 тыс., км., пробега.
Свечи зажигания на данном ДВС работают не более 80 тыс., км., пробега.
Выполнение этих обычных советов по обслуживанию бензинового двигателя, обеспечат длительную работу, этого редкого и сложного силового агрегата.