Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики и основные неисправности

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики и основные неисправности

Двигатель ЯМЗ 236

На смену морально и технически устаревшим ЯАЗ 204 и 206, была создано семейство новых четырёхтактных, дизельных двигателей. Серийное производство новых моторов началось в 1962 году. Среди них ЯМЗ 236, имеющей наименьшее количество цилиндров — шесть. По сравнению с рядным шести цилиндровым, двухтактным 206, новый V образный мотор, имел лучшие технические характеристики и постепенно вытеснил с рынка устаревшие, двухтактные, дизельные моторы. Очень скоро, новый ДВС приобрёл большую популярность у производителей транспортных средств и стал устанавливаться на огромное количество моделей, различной техники.

Силовой агрегат ЯМЗ 236 использовали на таких видах ТС:

  1. ЗИЛ: 5343, 5417, 6409, 4526, 6303;
  2. ЛАЗ: А1414, 5252, 42078, 5207, 52565;
  3. МАЗ: 4219, 5277, 5337, 5433, 104, 5256, 5336, 5432, 5434, 5516, 5554, 5440, 5551, 6303;
  4. Урал: 4320, 5557, 3255, 4420;
  5. ХТЗ: 17221, Т 150, РТМ 160, 181, 17333, ТС 10;
  6. ЭО: 4225, 33211, 5119;
  7. Раскат ДУ: 85, 84, 101;
  8. Енисей: 954, 959, 860, 950, 957, 1200;
  9. ЧЕТРА: Т11.01, ТМ120, Т9, ТГ121;
  10. КрАЗ 6505, Неман 5201, МЗКТ 8022, ВЭКС 30L, ВЭКС 20К, БЗКТ 8027, ТВЭКС ЕТ2580, ДЗ 122Б, РТМ-160, ВПМ МЛ-119А, ГС 1805, ОрТЗ 150ТЗ, ГС 1402, КС 65, КС 5871, КС 4372, Э30, ДЗ 122, ЕТ 26, АД60, ЛиАЗ5256, ЧТЗ Т10М, ЧТЗ ПК1, ЧТЗ 10М, ACROS530, В 138, Кранэкс ЕК270, Вектор, БКК1.

История создания ЯМЗ 236

История появления универсального, четырёхтактного двигателя, начинается с конца 50 годов. Чтобы поднять экономику СССР после упадка военных лет, нужно было спроектировать двигатель, который бы можно было использовать на разных видах транспортных средств. В то время Ярославский завод, выпускающий моторы, производил два вида дизельных двигателей, это были четырёх цилиндровый ЯАЗ 204 и шести цилиндровый ЯАЗ 206. Это были двухтактные дизельные двигатели, которые не могли удовлетворить, возросшие потребности советского, народного хозяйства.

Инженеры и проектировщики ЯМЗ, смогли в короткий срок выполнить огромный объём работы по разработке четырёхтактного, дизельного мотора. Мало того, они работали не над одним, а сразу над тремя разными двигателями. Одним из них и является, рассматриваемый здесь, шести цилиндровый V образный ЯМЗ 236.

В начале 70-х годов все три двигателя проходили испытания на различных транспортных средствах отечественного производства. А уже в 1962 году был налажен серийный выпуск ЯМЗ 236 и ещё двух других дизельных моторов.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики и основные неисправности

Список модификаций популярного мотора

  1. Основным атмосферным двигателем принято считать ЯМЗ-236М2, дизельный мотор мощностью 180 л., сил, которая выдаётся при 2100 оборотах мин., моментом 667 Нм., при 1300 оборотах мин. Базовый двигатель соответствует Евро 0, он оснащён насосом 60-30, имеет ресурс 25000 часов. Основной базовый двигатель использовали на таких видах транспортных средств: МАЗ 5433, 5337, 5551, Урал 5557, 4320, КС5871, КС4372, ТС10, В138, ЭО5119, Э30, ДУ 85, 84, 101, ДЗ122, ПВ10, Кранэкс ЕК270, ЕТ26, АД60, НВ 10/8М2.
  2. ЯМЗ236А, это модификация базового двигателя, отличия состоят в иной конструкции шкива коленчатого вала и масляного картера, а так же насосом 60-40, на базовой версии используется насос 60-30. Мощность здесь больше на 15 л., сил и составляет 195 л., сил, при тех же 2100 оборотов мин. Момент так же увеличен до 716 Нм., при 1300 оборотов мин. Устанавливается данный аналог на такие ТС: ЗИЛ 4526, 6309, 5343, 5417, 6409, ЛАЗ А1414, 42078, 52565, Неман5201.
  3. ЯМЗ236Б, данная модификация предусматривает установку турбины ТКР 90, кроме этого здесь стоят другие топливные и масляные форсунки, другой насос 607 и другие поршни. Все эти изменения повышают мощность до 250 л., сил, при 2000 оборотах мин., а момент до 1030 Нм., при 1300 оборотов мин. Ресурс работы ДВС составляет 10000 часов, а соответствие европейским экологическим требованиям Евро 0. Использовался силовой агрегат на: ВЭКС 30L, ТМ120 и Т12.
  4. ЯМЗ 236БЕ, очередная модификация базового двигателя. Но тут стоит насос 607-10, изменена конструкция водяного насоса, масляный насос одно секционный, имеется масляно-жидкостный теплообменник. При этом мощность осталась без изменений 250 л., сил, при 200 оборотов мин, момент 1030 Нм., при 1300 оборотов мин. Ресурс данного силового агрегата по заявке производителя составляет 800 тыс., км., реальный ресурс, при правильном обслуживании и бережной эксплуатации может превысить 1 миллион км. Двигатель вписывается в рамки Евро 1. ЯМЗ236Б устанавливали на МАЗ 5432, 5516, 5336, 5434, 6303.
  5. ЯМЗ236БЕ2, это аналог предыдущий модификации, экологический класс которой улучшен до Евро 2. Для достижения европейских требований экологической безопасности установили новые гильзы, верхний выступ над уровнем блока 1.6 миллиметра. Поршневая группа, включая шатуны и пальцы, здесь используется от 7511 модели. На всех моторах под Евро 2, данного семейства, ГБЦ имеют проточку, распределительный вал имеет свою конструкцию, ТН высокого давления 133-30, форсунки типа 267. При всём этом мощность осталась прежняя, а вот крутящий момент увеличился, теперь он при 1300 оборотов мин., составляет 1078 Нм. Ресурс работы двигателя остался на прежнем уровне. Модификация устанавливалась на такие транспортные средства: МАЗ 5432, 5516, 5336, 5434, 6303, МЗКТ 8022, Урал 4320, КрАЗ 6505, БЗКТ 8027, КрАЗ 6510.
  6. ЯМЗ236БК, данная версия проектировалась под комбайны Енисей 860 и Acros 530. Её мощность при 2000 оборотов мин., равна 250 л., сил, крутящий момент при 1300 оборотов мин., составляет 1030 Нм.
  7. ЯМЗ236Г, аналог атмосферного базового двигателя, его мощность при 1700 оборотов мин., равна 150 л., сил. Экологические показатели соответствуют Евро 0. Отличия от базовой модели в изменённой конструкции помпы и ТНВД 601. Ресурс работы мотора по рекомендации завода изготовителя 8000 часов, в реальности может быть больше. Использовали мотор на: ДУ 85, 84, 101, ЭО 4225, 33211, ДЗ 122Б, ВЭКС 20К, ТВЭКС ЕТ 2580, ГС 1402, ВПМ МЛ 119А.
  8. ЯМЗ236Д, это атмосферная версия базового мотора, проектируемая для сельскохозяйственной техники. Мощность при 2100 оборотов мин., равен 175 л., сил, момент при 1300 оборотов мин., 667 Нм. Ресурс работы этого ДВС составляет 8 тыс., часов. Найти тракторный атмосферник можно на таких марках сельскохозяйственной техники: ХТЗ 17221, ОрТЗ 150, ГС 18.05, Т 150, РТМ 160, ГС 14.02.
  9. ЯМЗ236ДК, это комбайновая модификация базового ДВС. Отличие от базового ДВС в другом ТНВД 608. Мощность этого аналога при 2000 оборотов мин., составляет 185 л., сил. Момент при 1300 оборотов мин., равен 716 Нм. Соответствие экологическим европейским нормам Евро 0. Ресурс работы силового агрегата составляет 8 тыс., часов. Устанавливался движок ЯМЗ236ДК на комбайны таких марок: КС Т11.01, КС 65, ЧЕТРА 121, Енисей 954, 959, 950, 957, 1200.
  10. ЯМЗ236Н, модификация оснащённая турбокомпрессором. Её мощность при 2100 оборотов мин., равна 230 л., сил, момент при 1300 оборотов мин., 882 Нм. На ДВС стоит ТНВД 604, турбина ТКР 90, форсунки для подачи топлива 261, масляные форсунки и поршни изменённой конструкции. Мотор соответствует экологическому классу Евро 0. Двигатель имеет значительные сходства с модификацией ЯМЗ236Б. Ресурс работы ДВС 10 тыс., часов. Использовался силовой агрегат данной комплектации на: БКК 1, ЧТЗБ10М, ПК1.
  11. ЯМЗ236НЕ, турбированная модификация, предыдущего двигателя. Разница в другом ТНВД 60410, здесь имеется масляно-жидкостный теплообменник, помпа и масляный насос имеют другую конструкцию. Мощность и момент идентичны ЯМЗ 236Н. Силовую установку размещали на: МАЗ 5277, 104, 5336, 4219, 5432, 5256, 5561, Волжанин 5270, ЛиАЗ 5256, ЛАЗ 5207, 5252.
  12. ЯМЗ236НЕ2, этот двигатель аналогичный моделе 236БЕ2. Но здесь стоит другой ТНВД 32410. Мощность при 2100 оборотов мин., уменьшена до 230л., сил. Момент 882 Нм при 1300 оборотов мин. Ресурс мотора по заявкам производителя 800000 километров, что соответствует реальным данным. Двигатель встречается на МАЗ 5337, 5433, 5554, 5336, 5432, 5551, Урал 4320, 5557, 3255, 4420, Неман 5201, Волжанин 5270, ЛиАЗ 5256, ЛАЗ 5252.
  13. ЯМЗ236НБ, базой для данной модификации является ЯМЗ 236НЕ. Мощность тут уменьшена и составляет 165 л., сил, при 1800 оборотов мин., момент при 1300 оборотов мин., равен 736 Нм. Здесь модифицирован впускной коллектор, изменена конструкция водяного насоса и шкива коленчатого вала, ТНВД 605-10. Данный силовой аппарат предназначен для ЧЕТРА Т9.
  14. ЯМЗ236НД, видоизменённый 236НЕ. Предназначен для установки на комбайны и тракторы. У него другая конструкция шкива коленчатого вала и вентилятора, ТНВД 605-20.Мощность этого силового агрегата при 1900 оборотов мин., равна 210 л., сил. Крутящий момент при 1300 оборотов мин., составил 882 Нм. Применение этого движка на ЧТЗ Т10М и комбайне Вектор.
  15. ЯМЗ236НК, турбированный двигатель, поддерживающий стандарты Евро 1. Проектировался на базе 236НЕ. Отличается другим ТНВД 605-30, другим шкивом коленчатого вала и масляным картером. Его мощность при 1900 оборотов мин., 185 л., сил, момент при 1300 оборотов мин., равени833 Нм. Предназначен мотор для тракторов: ХТЗ181, Т150, ХТЗ17222.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики и основные неисправности

Описание ДВС ЯМЗ 236

Дизельный мотор ЯМЗ 236 относится к первому семейству четырёхтактных силовых агрегатов Ярославского завода. До этого, здесь выпускались, только двухтактные, дизельные силовые агрегаты. Данный двигатель имеет шесть цилиндров, расположенных двумя рядами. Компоновка цилиндров в моторе V образной формы. Угол развала цилиндров прямой. Такое размещение цилиндров применено, с целью уменьшения веса и длинны двигателя, а так же рационального размещения навесных агрегатов двигателя. В конечном итоге, это положительно сказывается на вес и размеры всего транспортного средства.

Данная компоновка мотора, способствует простоте конструкции и доступности узлов и механизмов ДВС к обслуживанию во время эксплуатации. Всё навесное оборудование, подлежащие регулярному обслуживанию, находиться в доступных местах. Основная его часть расположена впереди мотора, между цилиндрами.

Впереди вверху находится топливный фильтр, электрогенератор и компрессор, обслуживающий тормозную, пневматическую систему.
Эти узлы крепятся к верхней крышки БЦ. Генератор и компрессор приводятся в работу ремнем, который в свою очередь приводиться в действие от шкива вала вентилятора.

Кроме этого впереди находиться гидроусилитель руля и помпа. Они имеют непосредственный привод от коленвала. На переднем боку БЦ слева, находятся фильтры, один центробежный, другой для грубой очистки моторной смазки. Внутри БЦ, на передней крышки коренного подшипника расположился масляный насос. Он имеет прямой шестерёнчатый привод от коленчатого вала.

Стартер для пуска мотора находиться внизу на правом боку мотора. Картер ДВС является ёмкостью для моторного масла, от повреждений и пробоев он надёжно защищён.

На каждом ряду цилиндров расположились ГБЦ. В них находятся форсунки и клапаны ГРС. Сверху газораспределительный механизм накрыт стальной крышкой. В одной из них находится патрубок, необходимый для заливки моторной смазки.

Сбоку наружных поверхностей ГБЦ, крепятся выпускные трубопроводы. С внутренних боков головок, прикреплены водоотводящие и выпускные патрубки. В водоотводящих патрубках устанавливаются термостаты системы охлаждения. Фильтр воздушный, расположился в пауке соединяющем все впускные трубопроводы.

Топливный насос ВД расположен между рядами цилиндров. Вместе с топливным насосом установлены:

  • насос для подкачки горючего;
  • авто-муфта, опережения впрыска горючей смеси;
  • регулятор уровня оборотов.

Сзади БЦ, на торце расположился картер маховика, снизу картера имеется люк, который плотно закрыт крышкой из стали. На маховика размещено сцепление. Позади картера маховика находиться КПП и картер сцепления.

ЯМЗ 236 производятся двух типов турбированные и атмосферные силовые агрегаты. Мощностные характеристики атмосферных версий начинаются от 150 л., сил и оканчиваются форсированным моторами с турбонаддувом мощность которых может достигать 250 лошадиных сил.

ДВС 236 модификации имеет следующие габаритные характеристики:

  • длина ДВС без КПП и сцепления, чуть больше метра 1020 мм., с КПП и сцеплением почти два, точнее 1800 мм.;
  • ширина ЯМЗ 236 1006 мм.;
  • высота дизельного мотора 1195 мм.;
  • вес силового агрегата, в зависимости от комплектации вспомогательного оборудования около 1000 килограммов.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики и основные неисправности

Технические данные

Выпуск ЯМЗ 236 начался в 1962 году, на Ярославском заводе, занимающемся производством моторов для разных технических средств.

  1. Это четырёхтактный, дизельный ДВС, шесть цилиндров которого размещены в два ряда. Конфигурация расположения цилиндров имеет V образный вид. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90.
  2. БЦ выполнен из особо прочного серого чугуна. Гильзы цилиндров мокрого типа, имеют непосредственное соприкосновение с охлаждающей жидкостью
  3. Длина хода поршня больше диаметра цилиндра 140 и 130 мм., соответственно. Моторы с такими параметрами отличаются высокой отдачей КПД.
  4. Степень сжатия камер сгорания 16.5:1. Каждый цилиндр оснащён двумя клапанами. Точный объём цилиндров составляет 11150 сантиметров куб.
  5. Мощность мотора зависит от вида, 236 встречаются атмосферные и турбированные. А так же она зависит от комплектации и вида ТНВД. Её разница может составлять от 150 л., сил, до 250 л., сил. Крутящий момент тоже зависит от разницы модификаций, его параметры могут колебаться от 736 до 1078 Нм, при 1300 оборотов мин.
  6. Соответствие европейским экологическим требованиям зависит от конкретной комплектации и модификации и может соответствовать Евро2, Евро1, Евро0.
  7. На дизели с турбонаддувом, устанавливается турбина ТКР 90. Расход горючего применительно к Уралу 4320 на скорости 60 км., час, на 100 км., составляет 35 литров.
  8. Допустимый расход моторной смазки пол процента к расходу горючего.
  9. Количество моторной смазки в моторе с турбиной 24 литра, в атмосферном движке 21 литр. Замену масла необходимо производить после 500 часов работы.
  10. Ресурс работы ДВС напрямую зависит от способов эксплуатации и правильности обслуживания. Если всё выполнять всё как положено, то движок может прослужить более 1 млн., км. Производители дают информацию о 800 тыс., км., безупречной работы.
  11. Масло используемое в двигателе:
    • летом — М10-Г2к;
    • при температуре меньшей чем +5С — М8-Г2к.

Особенности конструкции блока цилиндров ЯМЗ 236

  • БЦ представляет собой отливку из серого, низко-легированного перлитного чугуна. На него монтируются все другие узлы двигателя. Следовательно, БЦ является основной деталью.
  • Гильзы используются мокрого типа, они проходят центровку, относительно двух расточек в блоке снизу и сверху. Правый ряд цилиндров смещён на 35 мм. Эта процедура необходима, для возможности установки двух шатунов, на одну шейку шатунную коленчатого вала.
  • На стенках блока, с внутренней стороны находятся масляные каналы. По ним смазка поступает к шатунным и коренным подшипникам коленвала, распределительного вала, масляно-жидкостному теплообменнику, масляному фильтру.

Устройство ГБЦ

  • ГБЦ мотора представлена в виде чугунной отливки. Крепится она к БЦ, обработанными термически специальными шпильками. Для обеспечения отвода тепла, головка снабжена отдельными каналами водяной рубашки, входящими в общую систему ОЖ.
  • Внутри ГБЦ находятся запрессованные клапаны, с пружинами, коромыслами и топливными форсунками. Сёдла клапанов выполненные из особо прочного чугуна, сделаны, как вставные детали. Сёдла заделываются в гнёзда с большим натягом. Головка и блок цилиндров уплотняются общей, для трёх цилиндров прокладкой.

Особенности конструкции КШМ

  • Коленчатый вал 236 модели выполнен из стали, особо прочной марки 50Г. Метод изготовления коленвала, горячая штамповка. Коренные и латунные шейки закаливались электрическим током высоких частот. Количество коренных опор четыре, шатунных на одну меньше три. Шатунные шейки снабжены специальными внутренними полостями. В них происходит дополнительная, центробежная очистка масла.
  • Щёки коленвала обустроены противовесами, при их помощи происходит регулировка и балансировка коленчатого вала. От осевого смещения, коленчатый вал удерживают бронзовые полукольца в количестве 4 штук. Они устанавливаются в специальных выточках крайней коренной опоры, расположенной сзади. Хвостовик и носок коленчатого вала уплотняются специальными резиновыми сальниками.
  • Маховик отливают из сплава серого чугуна. Он крепится болтами к торцевой, задней части коленвала. Материалом изготовления болтов, является специальная легированная сталь. В конструкцию маховика входит стальной, зубчатый венец. Его назначение, запуск ДВС стартером. Маховик имеет возможность регулировки и балансировки, в отдельности от коленвала. Исходя из этого все маховики заменяемые друг другом.
  • Материалом изготовления шатуна, является коварная сталь марки 40Х. Выполнен шатуна в форме двутавра. Нижняя головка имеет косой разъём, угол которого составляет 55. Нижняя головка шатуна комплектуется съёмными подшипниками скольжения. А в верхнюю головку устанавливается с натягом втулка из сплава стали и бронзы. Наружный диаметр втулки 56 мм.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики и основные неисправности

Особенности устройства поршневой группы

  • Материалом изготовления поршней, для ЯМЗ 236 служит особо прочный, высококремнистый, эвтектический сплав алюминия. Чтобы поршень, лучше приработался к гильзе, его боковую поверхность покрывают очень тонким слоем олова.
  • Юбка поршня, предусматривает специальную выемку, предназначенную для форсунки охлаждения. Внешняя поверхность поршня имеет пять поршневых канавок. Расположенные сверху три канавки, предназначены для компрессионных колец. Канавки сверху и снизу отверстия для поршневого пальца, нужны для установки колец маслосъёмных. Палец, который соединяет поршень с шатуном, пустотелый, плавающий. Это значит что поршень свободно вращается в бобышках поршней и головке шатуна. Такая конструкция обеспечивает долговечность работы ШПГ. Материал изготовления пальцев поршневых, сталь особой прочности 12ХН/ЗА. Их наружная поверхность цементируется, вглубь до 1.4 мм. Все пальцы подвергаются закалки, затем опускаются до плотности НКС 5665. Внешний диаметр пальца равен 50 мм.

Особенности ГРМ ЯМЗ 236

Механизм газораспределения ЯМЗ236 верхнеклапанной, имеет нижнее расположение распределительных валов. Клапана приводятся в работу посредством штанг, толкателей и коромысел.

ГРМ состоит из следующих элементов:

  • вал распределительный, на нём находятся подшипники и шестерня привода;
  • ось толкателей;
  • толкатели;
  • штанги;
  • регулировочные винты с-осями;
  • коромысла;
  • клапаны с направляющими втулками и пружинами.

Материалом изготовления распредвала является углеродистая кованая сталь. Толкатели тоже стальные, штампованные. Клапаны делают из особо прочной, жароупорной стали.

Устройство системы смазки

Система смазки двигателя ЯМЗ 236 комбинированная, разбрызгиванием и под давлением. Давление масла создаёт унифицированный насос, имеющий шестерёнчатую конструкцию. МН имеет две секции, радиаторную и нагнетающую. В функции нагнетающей секции входят задачи по закачиванию масла в масляную магистраль системы смазки. Радиаторная секция в свою очередь прокачивает моторную смазку через радиатор.

Особенности конструкции системы смазки

Система питания 236 мотора разделённого типа. В неё входит: ТНВД, топливоподкачивающий насос, форсунки, муфта для опережения впрыска, топливопровод, топливопровод высокого давления, топливные фильтра. Согласно порядку работы цилиндров двигателя, топливный насос ВД прокачивает горючее по топливным магистралям высокого давления к цилиндрам, в которые через форсунки, парциально, распылённое топливо впрыскивается в камеры сгорания. Излишки солярки, через фильтрующий жиклёр тонкой очистки и перепускной клапан, направляется снова в бак для горючего.

Характерные неисправности ЯМЗ 236

У ЯМЗ 236, как у любой техники есть слабые места:

  1. Рассматриваемая модель двигателя может часто перегреваться. Причиной могут быть вышедшие из строя детали: термостат, помпа, либо грязный радиатор. Прежде всего нужно определить неисправную деталь заменить и всё измениться в лучшую сторону.
  2. Если плавают обороты, то причина в неправильной настройки ТНВД. Скорее всего сбился винт ХХ. Он расположен в задней части ТНВД. Если регулировка ничего не даст, то значит в систему попадает воздух. Определить негерметичное место топливной системы самостоятельно не легко. С этим вопросом лучше обратиться в сервисный центр.
  3. Мотор не набирает обороты. Судя по всему мотору не хватает горючего. Причина либо в неправильной настройки или загрязненном ТНВД, либо в забитых фильтрах или топливной магистрали.
  4. Мотор троит, нестабильно работает. Понятно, что здесь горючее поступает в камеры сгорания с перебоями. Виновником может быть ТНВД, либо вышедшие из строя форсунки или фильтра.
  5. Стук в моторе. Стучать в моторе могут неотрегулированные клапаны. Если с клапанами всё в порядке, значит дело худо. Причиной могут быть изношенные детали ДВС. Это явный признак дорогостоящего капитального ремонта.
  6. Мотор не заводится или заводится и глохнет. Здесь нужно внимательно осмотреть бак для горючего. Там может быть посторонний предмет или вода.
  7. Из выхлопной идёт много дыма. Здесь по цвету дыма можно узнать неисправность. Если дым чёрный, то явно богатая смесь. Нужно винт мощности немного убавить.

Белый дым, признак воды в горючим, или жидкость охлаждения попала в камеру сгорания через трещину в ГБЦ или прокладку головки.

Синий дым говорит о том, что горит моторная смазка. Явный признак износа поршневой группы.

Это список только частых неисправностей, а перечислять все возможные неисправности можно очень долго. Но всё же, двигатель считается долговечным и надёжным мотором. ЯМЗ 236 при адекватной эксплуатации и правильном обслуживании может без хлопот проехать более 1 млн., километров.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *